12 апреля 2016 года в Курганской областной детской библиотеке состоялся региональный этап V всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Определены три победителя, одним из которых стал учащийся 9б класса нашей школы Беззубков Александр. Он покорил жюри и слушателей проникновенным чтением рассказа Алексея Толстого "Русский характер". Теперь он сможет принять участие в отборочных турах, которые пройдут в международном детском центре «Артек» в мае 2016 года. Также участником конкурса регионального тура стал Крутиков Кирилл, ученик 7б класса, который набрал 50 баллов из 60 возможных, прочитав рассказ Виктора Драгунского "Бы". 

Вложения:
Доступ по ссылке (https://yadi.sk/d/pOMi5Fbvr32oJ)Конкурс [Региональный этап]

Интегрированный урок (литература, история, краеведение).

19 января 2016 года урок литературы у восьмиклассников прошёл в Любимовском краеведческом музее. После изучения повестей А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови» дети получили хорошую возможность узнать дополнительные сведения о пугачёвском восстании и «дубинщине». Руководитель музея Мехонцева Людмила Васильевна в интересной форме представила информацию о том, как на территории нашего села проходили военные действия повстанцев. Ядро из пушки того времени, кистень, нагайку мог потрогать каждый.

Кроме того в музее представлены предметы крестьянского быта, в глазах детей читался неподдельный интерес.

Особое внимание было уделено пионерской символике, можно было посигналить в горн и побарабанить.

Впечатления были очень искренние. Дети написали отзывы. Прочитав один из «опусов», я не могла удержаться от чистого и искреннего смеха, подумав, что совсем немного надо для простого человеческого счастья. Кроме того в очередной раз убедилась, что для детской фантазии нужны какие-то интересные события, что нужно выходить иногда из школьных стен, тогда рождаются такие «шедевры».

 

«Прозвенел звонок, и мы пошли на урок английского языка. На дом нам задавали перевод большого текста, поэтому те, кто не перевёл, «молились», чтоб их не спросили, другие готовились, третьи подсчитывали, сколько уроков прошло, некоторые, не будем уточнять, кто, списывали у меня перевод. Но вот, как рассвет для всего живого, как влага для засыхающего растения, как живительный нектар для насекомого, так вошла в наш класс Зинаида Михайловна, и её речи потекли, как мёд по устам, ведь она объявила, что в этот момент нашему классу, Богом возлюбленному, осталось просидеть всего один урок, и сразу же благочестивые отроки поедут в чудеснейший из музеев великих Уксянского, Любимово, Брюхановки. Радости не было предела. Все побросали свою работу, перестали списывать и отдали мне листок, перестали «молиться», а те, кто подсчитывал минуты до конца урока, осознали, что сидеть осталось совсем немного, всего-навсего сорок минут. Как только ушла, словно солнце с небосвода, Зинаида Михайловна, на её место пришла Ирина Владимировна, но «Богом поцелованный» восьмой класс не переставал гудеть даже после её прихода. Тогда Ирине Владимировне пришлось на славу потрудиться, чтобы нас успокоить после такого сильного потрясения. Как только мы угомонились, она пожурила нас и начала урок. Он прошёл незаметно и радостно. Все отроки ждали самой благозвучной для ученического уха мелодии – звонка с урока.

И вот, наконец, он прозвенел! Все дружно отправились, распевая «Я уеду жить в Лондон»,  в методкабинет. Ваш преданный летописец – за ними. Расписавшись за правила поведения, все хлынули в раздевалку, быстро оделись и помчались к автобусу. Всех просто распирало от переполненных чувств. Мы сидели с Викторией, перед нами - мальчишки. Я сочла Пашину шапку очень занятной и подбила Вику сдёрнуть её, но Паша, будто кто-то ему что-нибудь на ушко шепнул, вертелся, и наши старания прошли даром.

Ура! Мы приехали! Толпа обрадованных восьмиклассников высыпала из автобуса и пошла по тропинке в Любимовскую школу, где находилось то самое, Господом выбранное, место – краеведческий музей. Спаситель наш, именуемый Зинаидой Михайловной, пытался вразумить нас, что шуметь не следует, но мы, как заблудшие овцы, не слышащие пастуха своего, продолжали резвиться и радоваться жизни. 

Раздевшись, мы зашли в музей, будто караван верблюдов, забредший в оазис. Нам провели чудеснейшую экскурсию, рассказали про восстание Пугачёва. Мы узнали, что и в нашем крае проходил крестьянский бунт. Экскурсовод разрешила нам посмотреть и потрогать все экспонаты. Это нас обрадовало до бесконечности. …Радостные, полные эмоций, мы отправились домой.

Написал же это самый молодой из летописцев восьмого класса Арина. Если найдёте ошибки и неточности в описании этого благословенного дня, то не судите строго, а лучше сами напишите о своих впечатлениях от поездки».

 

 

 

Итоговое сочинение для российских школьников ввели в 2014 году, его результат является одним из условий допуска выпускника к государственной итоговой аттестации.

Сочинение позволяет проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

В этом году наши ребята успешно сдали этот экзамен. Разумеется, прежде чем выпускник подойдёт к данному испытанию, ему нужно в течение всех школьных лет учиться это сочинение писать. Некоторым ученикам такой вид работы даётся очень трудно по той простой причине, что они очень мало читают.

Но сейчас мне хотелось бы рассказать совершенно об обратном явлении, то есть о читающих детях. Два-три таких найдётся в каждом классе. Им по плечу любое сочинение, ведь их литературный багаж достаточно солидный. Прочитанные книги помогают школьникам формулировать мысли, брать пример с литературных героев, применять свои знания не только на уроках, но и на различных конкурсах, олимпиадах.

В декабре 2015 года состоялся муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Нашу школу представляли несколько учеников, они заработали достаточно высокие баллы, а Победителем среди девятиклассников стала Алова Татьяна. Считаю, что она добилась самого высокого результата как раз благодаря тому, что умеет писать сочинения. Умеет, потому что много читает. В её багаже легко уживается даже мистический Булгаков, который и не каждому взрослому под силу. Ещё летом она прочитала роман «Мастера и Маргарита», который изучается в одиннадцатом классе. Я была поражена, как тонко она прочувствовала тему и идею этого сложного, на мой взгляд, произведения. Когда Татьяна получила задание на олимпиаде по литературе – написать сочинение на тему «Каким трём литературным персонажам она бы поставила памятник», она выбрала булгаковских героев. Мне стало очень любопытно, что же было в этом сочинении, по моей просьбе Таня записала фрагмент своей работы.

      «Если бы мне довелось принять участие в возведении памятника трем литературным героям, то, несомненно, ими бы стали герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: Воланд, Коровьев и кот Бегемот.
       Коровьев – один из спутников и приспешников Воланда. Это высокий мужчина, одетый в клетчатый фрак, короткие клетчатые брюки, усеянные заплатками. Обувь его изношена до дыр. На глазу монокль, треснувший от времени, а на голову небрежно надета шляпа, которая не отличается своей опрятностью. Коровьев выглядит весьма неряшливо и неухоженно. А его прищуренные глаза, хитрый взгляд и коварная улыбка заставляют насторожиться.
        Другой спутник Воланда - кот Бегемот. Этот необычный черный кот огромных и округлых размеров, который, ко всему прочему, умеет разговаривать и ведет весьма не глупые беседы. На его покрытую шерстью голову надета черная шляпа цилиндрической формы. В здоровой, просто огромной лапе резная деревянная трость с серебряной рукояткой. При всем необычном виде этого персонажа, хвост кота не просто тащится вслед за своим владельцем, а извивается, как разъяренная гремучая змея, а во взгляде Бегемота чувствуется укор и презрение.
          Воланд – предводитель этой необычной свиты, дьявол, явившийся в образе высокого и статного человек. Воланд, в отличие от своих приспешников, выглядит элегантно, на нем аккуратный черный фрак, отглаженные черные брюки, начищенная до блеска обувь и цилиндр. На его лице застыла дьявольская, саркастическая улыбка, взгляд пронизывает людей насквозь, а в  глазах можно прочитать, что он знает все сокровенные тайны людей, их грехи и их пороки, и всем своим видом выказывает свое презрение к людям.
          Многим не нравится роман Булгакова «Мастер и Маргарита», потому что именно в этом романе злом перед читателями предстает не дьявол, а люди. Люди, полные пороков, погрязшие в собственных грехах, получили наказание за всё содеянное. В мире так много зла, поэтому этих литературных героев я бы выбрала для возведения памятника, чтобы, глядя на них, люди помнили, что за любым преступлением следует наказание, которое порой весьма жестоко».

Эта работа помогла Аловой Татьяне занять 1 место в муниципальном этапе, а в январе она будет представлять нашу школу на региональном уровне. Читательский опыт и умение выражать мысли, надеюсь, помогут этой девочке занять призовое место.

 

 

Родительское собрание для родителей семиклассников "Проблемы подросткового возраста, как с ними справиться?"

Французский философ Жан-Поль Сантр считал, что очень важным периодом в жизни человека является отрочество. Мои семиклассники как раз находятся в этом возрасте. Иногда им трудно справиться с растущим организмом. Возникают проблемы во взаимоотношениях, в учёбе, в поведении. Чтобы помочь родителям понять значение в жизни ребенка физических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период, обсудить определённые правила поведения родителей в период полового взросления детей, 16 декабря 2015 года мною было проведено родительское собрание. В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы по теории воспитания подростков, родители получили рекомендации по вопросам воспитания детей, Обсудили возможные ошибки в воспитании, просмотрев фрагмент лекции академика Осипова А.И. Решением родительского комитета было принято решение провести индивидуальные консультации школьного психолога Посоховой Г.Н. как для родителей, так и для учеников. В течение последней декады декабря состоялось две встречи: для девочек "Что такое девическая гордость?" и для мальчиков "Что такое мужское достоинство?" Детям в интересной форме была предоставлена нужная информация.

Вложения:
Доступ по ссылке (https://www.youtube.com/watch?v=BfalekywdWg)watch[ ]

 Роль учителя литературы в сохранении социальной памяти школьников.

                                                                                                Мы есть то, что мы помним и ждём…

Ч. Айтматов.

Всё дальше уходит от нас война.…Всё меньше остаётся живых свидетелей того страшного времени. Мы, поколение 60-х, видели, как рядами выстраивались воины-победители на митингах в честь Великой Победы. Это были мужчины и женщины в праздничной одежде, с орденами и медалями на груди. Они были бодры, подтянуты, выступали с гордо поднятой головой, их голоса были звонкими. Дети видели своих героев каждый день, встречались с участниками военных событий и в будни и в праздники.

Наша пионерская организация занималась поиском членов экипажа знаменитой Т-тридцатьчетвёрки, которая стоит сейчас на перекрёстке четырёх дорог, при въезде в наше село. Мы, юные следопыты, писали письма во все концы Советского Союза, и вот, в далёком Ростове-на-Дону, нашли командира экипажа – Годжияна Адама Саркисовича. Он приехал на открытие памятника, которое состоялось 9 сентября 1978 года. Любимовские шестиклассники страшно гордились тем, что в этом грандиозном событии есть и их заслуга. Помню тёплые руки ветеранов, с трогательной нежностью принимающие от нас цветы. Помню и Адама Саркисовича. Высокий, подтянутый, седовласый, очень красиво говорил. Механик-водитель героического танка, дошедшего до Берлина, наш земляк, Засыпкин Филипп Семёнович, был нам родным человеком. Он жил вблизи нашей школы, часто приходил на разные встречи, его рассказы о войне мы знали наизусть. Что ещё помню: нас никто не заставлял заниматься следопытской деятельностью, нам было просто интересно, жива была связь поколений.

Вложения:
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/news/show/912)http://irost45.ru/news/show/912[Межрегиональная научно-практическая конференция «И помнит мир спасенный»]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/[Роль учителя литературы в сохранении социальной памяти школьников. З.М. Пензина МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/[Роль учителя литературы в сохранении социальной памяти школьников. З.М. Пензина МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/[Программа Межрегиональной научно-практической конференции «И помнит мир спасенный»:к юбилею победы над фашизмом. Дата проведения: 29 апреля 2015 года]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)conference_70_years_of_Victory[Сборник Межрегиональной научно-практической конференции «И помнит мир спасенный»:к юбилею победы над фашизмом. Дата проведения: 29 апреля 2015 года ]

Идёт школьный этап Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика". В этом году кроме шестиклассников в этом конкурсе могут принять участие и семиклассники, тем более у них есть опыт прошлогоднего участия. Участники поработали на славу, прочитали много книг, ведь нужно было выбрать такой отрывок, чтобы он произвёл впечатление на слушателей. Чтецы готовили декорации, костюмы, создавали презентации. 

Итак, всё начинается...

На сцену выходит Беззубкова Оксана, она увлечённо читает "Интересный рассказ" М. Зощенко. Всем сразу становится понятно, какое важное значение в нашей жизни имеет арифметика. 

Крутиков Кирилл рассказывает о своей маленькой сестрёнке Ульянке, хотя на самом деле рассказ называется "Сестра моя Ксения" (автор В. Драгунский). Мальчик так любит свою сестру, что ему удаётся точно передать настроение автора.

Творчество А. Усачёва произвело большое впечатление на Вавилову Вику. Она приготовила чтение рассказа "Умная собачка Соня", даже частично инсценировала этот случай, интересно было слушать. На руке у Вики уютно устроилась игрушечная собачка, очень похожая на героиню рассказа.

Зайков Семён выступал сразу за двоих, он представлял "Любопытство" К. Ушинского, играя любопытного мальчика Павлушу и его сестру Лизу, которая проучила мальчишку, любящего совать свой нос в чужие дела.

Очень романтичным было выступление Тишбаевой Асели. Она читала о героине И. Молчановой - Джульетте, не о шекспировской героине, а о современной девочке, которая не любит своё имя, мечтает стать, наконец, свободной – самой принимать решения и делать то, что нравится.   

"Мои родители были похожи друг на друга, а я был похож на бабушку – на мамину маму. И не только внешне," - начал читать Андрей Меденников. Все сразу подумали, что мальчик рассказывает о себе. На самом деле он приготовил отрывок из повести А. Алексина "А тем временем где-то".

Герой А. Лиханова - это наш Антон Юровских, хотя у героя совсем другая фамилия, но имя такое же, и детство такое же беззаботное, как искренне признаётся шестиклассник. И учится он примерно так же. "Учусь в школе, как все. Бывает, двойки получаю, а про тройки даже и не говорю. Способностей, что ли, не хватает?" Очень актуально!

Павел Ильиных заинтересовался рассказами Ю.Коваля. На экране появляется изображение огромного рыжего кота и Паша начинает читать. "Кот вошёл следом. Он вёл себя разумно, интеллигентно, но всё-таки это был опасный кот. Его благородство было окрашено в рыжий пиратский цвет. Неслышно ступал он за мной, но я чувствовал за спиной его рыжее пиратство". Представили?

Замечательная писательница Д. Сабитова со своей повестью "Где нет зимы" увлекла двух наших исполнительниц: Даненбаеву Санию и Юровских Валерию. Их героини совершенно разные. Сания читает о девочке, которую зовут Гуль, она живёт в детском доме и мечтает, что её оттуда заберут. Лера представляет нам активистку Киру, которая так увлечена театральной постановкой, что у неё нет времени поговорить со своим другом даже по телефону. Разные характеры и изображены по-разному.

Отрывок из книги В. Крапивина "Самолёт по имени Серёжка" читает Задорин Павел. Герой повести - "балконный житель", мальчик в инвалидном кресле, который может погулять на балконе, пока мама на работе. Он мечтает, что его друг может превратиться в самолёт и отвезти его туда, куда он пожелает.

Каждый шестиклассник выбрал своё произведение и попытался выставить его на суд зрителей. Остаётся надежда, что на будущий год всё пройдет ещё интереснее.

Прошёл год с предыдущего конкурса, где выступали нынешние семиклассники. Как заметно они выросли. Не только физически, но и нравственно. они стали более философски смотреть на жизнь, судя по тем произведениям, которые они читают.

Никанова Арина читала отрывок из "Алхимика" П. Коэльо. В центре событий мальчик по имени Сантьяго, который учится прислушиваться к себе, к свои мыслям, желаниям, а главное - к  своему сердцу.

Незабываемым было выступление Баргуловой Сабины. Она выбрала для чтения произведение М. Горького "Мать изменника" из цикла "Сказки об Италии". С первых строк "О Матерях можно рассказывать бесконечно" до трагического завершения повествования все слушали с замиранием. 

Хочется верить, что ребята не остановятся на прочитанном, будут читать дальше, снова пойдут в библиотеку за новыми книгами и новыми открытиями.

Лучшие участники школьного этапа Всероссийского конкурса "Живая классика" Крутиков Кирилл, Баргулова Сабина и Беззубкова Оксана примут участие в муниципальном этапе. Успехов им и новых побед!

 

Вложения:
Скачать этот файл (Беззубкова Оксана (1).jpg)Выступление Беззубковой Оксаны["Интересный рассказ" М. Зощенко]
Скачать этот файл (Вавилова Виктория (3).jpg)Выступление Вавиловой Виктории["Умная собачка Соня" А. Усачёва]
Скачать этот файл (Выступает Зайков С..JPG)Выступление Зайкова Семёна["Любопытство" К. Ушинского]
Скачать этот файл (Ильиных Павел.jpg)Выступление Ильиных Павла["Солнечное пятно" Ю. Коваля]
Скачать этот файл (Тишбаева Аселя.jpg)Выступление Тишбаевой Асели["Рассвет с Джульеттой" И. Молчановой]

Сообществом "Новый урок" (в лице Игоря Жабровского) в декабре 2014 года был объявлен Международный дистанционный блиц-турнир по разным предметам. Семь учащихся нашей школы подали заявки на участие в номинациях: 

Международный блиц-турнир "Законы грамотности" (русский язык);

Международный блиц-турнир "В гостях у книги" (литература).

22 декабря состоялось награждение учащихся.

Заворницына Юлия, ученица 6 класса, завоевала Диплом II степени по русскому языку в своей возрастной группе, Назаров Александр (9 класс) получил Сертификат за участие.

Беззубкова Оксана (6 класс) стала обладательницей Диплома II степени по русской литературе, Хабиева Алсу (7 класс) - Диплом III степени, Пономарёва Виктория, Бондаренко Сергей (8"Б" класс), Тишбаева Аселя (6 класс) получили Сертификаты участников. Молодцы, ребята!

Вложения:
Скачать этот файл (format_A5_document_146489.jpg)Беззубкова Оксана[Диплом II ступени]
Скачать этот файл (Благодарность.jpg)Благодарность.jpg[ ]
Скачать этот файл (Бондаренко Сергей.jpg)Бондаренко Сергей.jpg[Сертификат]
Скачать этот файл (Заворницына Юлия.jpg)Заворницына Юлия.jpg[Диплом II ступени]
Скачать этот файл (Пономарёва Виктория.jpg)Пономарёва Виктория.jpg[Сертификат]
Скачать этот файл (Свидетельство за победителей.jpg)Свидетельство за победителей.jpg[Свидетельство]
Скачать этот файл (Тишбаева Аселя.jpg)Тишбаева Аселя.jpg[Сертификат]
Скачать этот файл (Хабиева Алсу.jpg)Хабиева Алсу.jpg[Диплом III степени]

Пути развития детского творчества на уроках литературы.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», - считал великий Сухомлинский. Как же это организовать, если большинство времени ребёнок находится в школе? Ответ один: ответственность за воспитание творческого ребёнка благополучно возлагается на педагога. Самое благоприятное поле для творчества – это дополнительное образование (художественная школа, музыкальная, уроки ИЗО, МХК и другие).

 

Пензина Зинаида Михайловна  

Занимаемая должность учитель русского языка и литературы.

Образование Высшее педагогическое, ШГПИ, 1987; ИПКиПРО, 2010

 Специальность по диплому немецкий и английский язык; филология (русский язык)

 

Общий стаж работы 28 лет

 Квалификация Первая

 Повышение квалификации 2013