Итоговое сочинение для российских школьников ввели в 2014 году, его результат является одним из условий допуска выпускника к государственной итоговой аттестации.

Сочинение позволяет проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

В этом году наши ребята успешно сдали этот экзамен. Разумеется, прежде чем выпускник подойдёт к данному испытанию, ему нужно в течение всех школьных лет учиться это сочинение писать. Некоторым ученикам такой вид работы даётся очень трудно по той простой причине, что они очень мало читают.

Но сейчас мне хотелось бы рассказать совершенно об обратном явлении, то есть о читающих детях. Два-три таких найдётся в каждом классе. Им по плечу любое сочинение, ведь их литературный багаж достаточно солидный. Прочитанные книги помогают школьникам формулировать мысли, брать пример с литературных героев, применять свои знания не только на уроках, но и на различных конкурсах, олимпиадах.

В декабре 2015 года состоялся муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Нашу школу представляли несколько учеников, они заработали достаточно высокие баллы, а Победителем среди девятиклассников стала Алова Татьяна. Считаю, что она добилась самого высокого результата как раз благодаря тому, что умеет писать сочинения. Умеет, потому что много читает. В её багаже легко уживается даже мистический Булгаков, который и не каждому взрослому под силу. Ещё летом она прочитала роман «Мастера и Маргарита», который изучается в одиннадцатом классе. Я была поражена, как тонко она прочувствовала тему и идею этого сложного, на мой взгляд, произведения. Когда Татьяна получила задание на олимпиаде по литературе – написать сочинение на тему «Каким трём литературным персонажам она бы поставила памятник», она выбрала булгаковских героев. Мне стало очень любопытно, что же было в этом сочинении, по моей просьбе Таня записала фрагмент своей работы.

      «Если бы мне довелось принять участие в возведении памятника трем литературным героям, то, несомненно, ими бы стали герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: Воланд, Коровьев и кот Бегемот.
       Коровьев – один из спутников и приспешников Воланда. Это высокий мужчина, одетый в клетчатый фрак, короткие клетчатые брюки, усеянные заплатками. Обувь его изношена до дыр. На глазу монокль, треснувший от времени, а на голову небрежно надета шляпа, которая не отличается своей опрятностью. Коровьев выглядит весьма неряшливо и неухоженно. А его прищуренные глаза, хитрый взгляд и коварная улыбка заставляют насторожиться.
        Другой спутник Воланда - кот Бегемот. Этот необычный черный кот огромных и округлых размеров, который, ко всему прочему, умеет разговаривать и ведет весьма не глупые беседы. На его покрытую шерстью голову надета черная шляпа цилиндрической формы. В здоровой, просто огромной лапе резная деревянная трость с серебряной рукояткой. При всем необычном виде этого персонажа, хвост кота не просто тащится вслед за своим владельцем, а извивается, как разъяренная гремучая змея, а во взгляде Бегемота чувствуется укор и презрение.
          Воланд – предводитель этой необычной свиты, дьявол, явившийся в образе высокого и статного человек. Воланд, в отличие от своих приспешников, выглядит элегантно, на нем аккуратный черный фрак, отглаженные черные брюки, начищенная до блеска обувь и цилиндр. На его лице застыла дьявольская, саркастическая улыбка, взгляд пронизывает людей насквозь, а в  глазах можно прочитать, что он знает все сокровенные тайны людей, их грехи и их пороки, и всем своим видом выказывает свое презрение к людям.
          Многим не нравится роман Булгакова «Мастер и Маргарита», потому что именно в этом романе злом перед читателями предстает не дьявол, а люди. Люди, полные пороков, погрязшие в собственных грехах, получили наказание за всё содеянное. В мире так много зла, поэтому этих литературных героев я бы выбрала для возведения памятника, чтобы, глядя на них, люди помнили, что за любым преступлением следует наказание, которое порой весьма жестоко».

Эта работа помогла Аловой Татьяне занять 1 место в муниципальном этапе, а в январе она будет представлять нашу школу на региональном уровне. Читательский опыт и умение выражать мысли, надеюсь, помогут этой девочке занять призовое место.

 

 

Пензина Зинаида Михайловна  

Занимаемая должность учитель русского языка и литературы.

Образование Высшее педагогическое, ШГПИ, 1987; ИПКиПРО, 2010

 Специальность по диплому немецкий и английский язык; филология (русский язык)

 

Общий стаж работы 28 лет

 Квалификация Первая

 Повышение квалификации 2013