Роль учителя литературы в сохранении социальной памяти школьников.

                                                                                                Мы есть то, что мы помним и ждём…

Ч. Айтматов.

Всё дальше уходит от нас война.…Всё меньше остаётся живых свидетелей того страшного времени. Мы, поколение 60-х, видели, как рядами выстраивались воины-победители на митингах в честь Великой Победы. Это были мужчины и женщины в праздничной одежде, с орденами и медалями на груди. Они были бодры, подтянуты, выступали с гордо поднятой головой, их голоса были звонкими. Дети видели своих героев каждый день, встречались с участниками военных событий и в будни и в праздники.

Наша пионерская организация занималась поиском членов экипажа знаменитой Т-тридцатьчетвёрки, которая стоит сейчас на перекрёстке четырёх дорог, при въезде в наше село. Мы, юные следопыты, писали письма во все концы Советского Союза, и вот, в далёком Ростове-на-Дону, нашли командира экипажа – Годжияна Адама Саркисовича. Он приехал на открытие памятника, которое состоялось 9 сентября 1978 года. Любимовские шестиклассники страшно гордились тем, что в этом грандиозном событии есть и их заслуга. Помню тёплые руки ветеранов, с трогательной нежностью принимающие от нас цветы. Помню и Адама Саркисовича. Высокий, подтянутый, седовласый, очень красиво говорил. Механик-водитель героического танка, дошедшего до Берлина, наш земляк, Засыпкин Филипп Семёнович, был нам родным человеком. Он жил вблизи нашей школы, часто приходил на разные встречи, его рассказы о войне мы знали наизусть. Что ещё помню: нас никто не заставлял заниматься следопытской деятельностью, нам было просто интересно, жива была связь поколений.

Сегодняшние школьники, мои шестиклассники, воспринимают 9 Мая как очередной праздник, связанный с возложением цветов и венков к памятникам и обелискам, просмотром военных фильмов, подготовкой праздничного концерта. Они знают, когда началась война и когда закончилась, с интересом слушают о важных событиях войны на школьных линейках, но на митинге им больше нравится отпускать в небо воздушные шарики, а не слушать выступления взрослых.

Таким образом, из объекта социальной памяти Великая Отечественная война постепенно превращается в объект чистого исторического знания, хотя в каждой семье должны помнить и передавать из поколения в поколение имена воинов-победителей. Нет, не помнят, или говорят, что никто не воевал. «Неправда! - говорю им. - Если не прадеды, то их братья, другие родственники, надо спрашивать, пока живы бабушки, дедушки». Цитирую строчку из великой песни: «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Привожу другие убедительные доводы: гордость за предков-героев, мы не «Иваны, родства не помнящие», преддверие Великой даты. «Лёд тронулся», ребята  зашевелились, начали рыться в семейных архивах, жаль, правда, что хранятся  столь ценные документы не в семейных шкатулках, а в чуланах, сараях. Многие фотографии отсырели и не погибли только благодаря высокому качеству военного фото. Беседую с родителями о необходимости передачи информации (об участии предков в Великой Отечественной войне) детям  в целях сохранения социальной памяти. Семейная ценность — главная ценность. Каждый второй мой ученик вложил свою душу в творческую работу – сочинение о герое. Многие приняли участие в различных конкурсах.

Как учитель литературы считаю своим долгом освещать «военную» литературу, и не только программные произведения, но и другие, важные для формирования социально-исторической памяти подрастающего поколения, повести, стихи, рассказы. Особый акцент делаю на книгах, героями которых являются дети или подростки военного времени, школьники получают возможность представить себя на месте литературного персонажа, «пропустить через себя» все испытания, которые выпали на детскую долю.

Надо говорить и о роли литературы в военные годы. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушли и литераторы. Чувство братской солидарности помогло советской литературе стать грозным оружием в борьбе народа за свободу. Главенствующее положение в то тревожное время заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение. Стихи К. Симонова, Ю. Друниной, О. Берггольц, А. Твардовского, к счастью, до сих пор звучат на конкурсах чтецов всех уровней, как они звучали на фронтах войны. Это и есть связь времён.

Снижением уровня патриотического воспитания мы «обязаны», по моему мнению, 90-м годам, когда шло «развенчание героев и подвигов». Вдруг оказалось, что не было подвигов Гастелло или Матросова, на которых воспитывали нас. Считаю это тенденцию в корне неправильной, продолжаю знакомить детей с именами героев и с произведениями, увековечившими эти имена.

В литературе 1990-х годов можно встретить классический пример размышлений о социальной памяти в книге Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Писателем создаётся устрашающий художественный образ человека-манкурта, полностью утратившего социальную память. Ему не свойственно думать и помнить о своей семье, роде, племени. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется сейчас для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своём родстве. Такой человек не ценит свою Родину, своих предков. Сформировалось даже такое течение, как манкуртизм. Российский журналист, публицист  Владимир Соловьёв пишет об этом явлении: «Стало модно пренебрежительно отзываться о своей Родине. Не о правительстве, а именно о Родине. Для меня эти люди не существуют. С ними не о чём говорить. … Историческая память, уважение к памяти предков – для них пустые слова. Конечно, они дышат, ходят, едят.… Но людьми для меня не являются – манкурты. Прав был Чингиз Айтматов».

Хочется верить, что наши дети всегда будут знать историю своей страны и своей семьи, не растеряют социальную память, ведь то, что они пишут, очень трогает за душу.

Ученица 8 класса Бабикова Надежда узнала, что её прадед был спасён от смерти немецким врачом, который помог русскому солдату сбежать из плена. Эта девочка теперь точно знает разницу между немцем и фашистом. Она уверена, что альтруизм – международное понятие. «Я очень благодарна тому немецкому врачу за то, что он помог русскому солдату сбежать из плена. Он оказался настоящим человеком. Если бы не этот врач, неизвестно, как бы сложилась судьба моего прадеда. Может, его бы расстреляли или сослали в лагеря. А так солдату посчастливилось догнать свою часть и с честью дослужить до Победы».

Семья шестиклассницы Беззубковой Оксаны очень добросовестно отнеслась к военной истории семьи. Все документы тщательно хранятся и оберегаются. «В 1943 году солдат Исаков был ранен, лечился в госпитале. Сохранилось фото военного времени, на котором мой прадедушка запечатлён сразу после лечения, ему было всего двадцать лет. Вернулся на фронт и снова был ранен. После очередного ранения был комиссован из рядов Советской Армии и вернулся домой в 1943 году. На войне погибли двое его братьев: Афанасий – под Керчью, Андрей – под Сталинградом. Мама Татьяна Петровна до последних дней своей жизни ждала своих сыновей».

Семикласснице Никановой Арине тоже повезло с родителями. Все их семейные ценности остались невредимыми. Сама Арина очень ответственная девочка, всё подробно записала. «Мой прадед имел множество военных наград: «За взятие Будапешта», «За взятие Праги», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина» и самая дорогая для него была медаль «За отвагу». Для многих война закончилась в мае тысяча девятьсот сорок пятого года, но не для Степана Сафроновича. В срочном порядке, поездом дальнего следования, его в числе других военных направили в Манчжурию. Здесь до сих пор не закончена была война с Японией - союзницей Германии. После капитуляции японских войск и окончательной нашей победы отец вернулся к семье».

Жизнь идёт. В этом году исполняется 70 лет Великой Победе во второй мировой войне. Называется она «Великой» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.  Произведения о войне глубоко волнуют читателей разных времен, заставляют задуматься о вечных общечеловеческих проблемах: о добре и зле, о войне и мире, о жизни и смерти. Мы, учителя литературы, должны донести до наших детей, что они - потомки великого поколения победителей, мы выступаем связующим звеном между прошлым поколением и будущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вложения:
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/news/show/912)http://irost45.ru/news/show/912[Межрегиональная научно-практическая конференция «И помнит мир спасенный»]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/[Роль учителя литературы в сохранении социальной памяти школьников. З.М. Пензина МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/[Роль учителя литературы в сохранении социальной памяти школьников. З.М. Пензина МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/[Программа Межрегиональной научно-практической конференции «И помнит мир спасенный»:к юбилею победы над фашизмом. Дата проведения: 29 апреля 2015 года]
Доступ по ссылке (http://irost45.ru/conference_70_years_of_Victory/)conference_70_years_of_Victory[Сборник Межрегиональной научно-практической конференции «И помнит мир спасенный»:к юбилею победы над фашизмом. Дата проведения: 29 апреля 2015 года ]

Пензина Зинаида Михайловна  

Занимаемая должность учитель русского языка и литературы.

Образование Высшее педагогическое, ШГПИ, 1987; ИПКиПРО, 2010

 Специальность по диплому немецкий и английский язык; филология (русский язык)

 

Общий стаж работы 28 лет

 Квалификация Первая

 Повышение квалификации 2013