Ф.И.О. молодых специалистов: Свирских Юлия Ивановна, Конева Евгения Анатольевна
Ф.И.О. наставника: Кропачева Ольга Дмитриев
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания. Являясь наставником молодых специалистов Свирских Юлии Ивановны и Коневой Евгении Анатольевны, мною были определены цель и основные задачи работы с молодыми педагогами.

Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
•    Продолжить формирование у молодого специалиста потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приёмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации теоретических знаний.
•    Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
•    Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций.
•    Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Прогнозируемый результат:
1.    Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
2.    Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
3.    Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
4.    Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
5.    Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные, консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы, семинары, открытые уроки;
- теоретические выступления, защита проектов;
- наставничество;
- анкетирование, микроисследования.
Основные виды деятельности:
•    Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
•    Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.
•    Привлечение молодых к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.
•    Посещение уроков молодого специалиста.
•    Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.
•    Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
Основные направления работы:
•    ведение школьной документации (работа с классными журналами, составление календарно-тематического планирования и поурочных планов;
•    организация образовательного процесса;
•    общие вопросы методики организации работы с родителями;
•    механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Нашу работу я выстроила в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать.
Была проведены консультации и беседы по перспективному, календарно-тематическому планированию. Оказана помощь при проведении проверочных и контрольных работ. Посещались уроки
   Урок является основной формой организации учебного процесса в школе. Он может быть проведен в традиционной и нетрадиционной форме с использованием инновационно – информационных технологий. Поэтому урокам уделялось наибольшее внимание. Совместно с  молодыми специалистами анализировались проведенные  ими уроки, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели поставленной на уроке, т.к. неясное видение цели как конечного результата всегда ведет к размытости, неясности и неточности в определении содержания методов и средств обучения. Кроме этого была оказана помощь в коррекции и работе с календарно – тематическим планированием, в планировании контрольных, в соблюдении санитарно – гигиенических норм и требований на уроке, в работе по самообразованию и т. д. В течении двух лет Свирская Юлия Ивановна и. Конева Евгения Анатольевна  посетили уроки как мои, так и  других преподавателей с той целью, чтобы научиться важным профессиональным качествам:
- создание учебно – познавательной атмосферы;
- используемые методы обучения;
- деятельность учащихся на уроке;
- речь учителя и ее значение на уроке;
- воспитывающая сторона урока;
- взаимоотношение учителя и учащихся
За два года  по работе с молодыми специалистами можно сделать вывод: учителя уже  неплохо владеют методикой ведения урока; материалом урока; следят не только за ходом учебного процесса, но и за порядком в классе, за характером взаимоотношении учащихся в классе. Но еще необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний учащихся.  
Также в ходе посещенных уроков и часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины. Не всегда получается осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
С 2013-2015 учебные года Свирская Юлия Ивановна и. Конева Евгения Анатольевна  активно участвуют в методических конкурсах, посещают конференции, семинары.
Молодым специалистам была оказана помощь:
- в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы;
- в выработке применять теоретические знания в практической деятельности;
- в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности учащихся.
Вывод.
Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Им оказывается помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.
Задачи на следующий учебный год:
 работать над повышением компетентности молодого педагога в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
 направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.

Кропачева Ольга Дмитриевна

Общий стаж работы 25 год
Занимаемая должность Учитель математики
Образование Высшее педагогическое
Квалификация Высшая категория с 25.01.2018 г. по 24.01.2023 г. Приказ Департамента образования и науки Курганской области от 29.01.2018 г. № 38к