Предметная педагогическая олимпиада
Задание 1. Заметки рассеянного человека.
Прочитайте внимательно заметку одного очень рассеянного человека и найдите несоответствия действительным фактам и исправьте их. Ответ представьте в виде найденных вами несоответствий в том порядке, в котором они встречаются в тексте.
Совсем недавно друзья подарили мне билет в концертный зал, где мне предстояло наслаждаться музыкой, а точнее отрывками из опер. Отлично прозвучал хор «Девицы, красавицы» из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Не могу не отметить прекрасное исполнение увертюры в конце оперы С.С. Прокофьева «Снегурочка», а также отрывок из его оперы «Катерина Измайлова». Незабываемы и арии Баяна "Оденется с зарею роскошною красою цветок весны и любви..." и "Ах та доля, долюшка..." из оперы "Руслан и Людмила".
(каждое найденное несоответствие 1 балл)
- В концертном зале, как правило, исполняется инструментальная музыка
- хор «Девицы, красавицы» звучит в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
- Увертюра исполняется в начале любого музыкально – сценического жанра
- Оперу «Снегурочка» написал Н.А.Римский – Корсаков
- Автором оперы «Катерина Измайлова» (в первой редакции «Леди Макбет Мценского уезда») является Д.Д.Шостакович
- "Оденется с зарею роскошною красою цветок весны и любви..." – первая песня Бояна
- "Ах, ты доля, долюшка..." - ария Людмилы из 4-го действия оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила".
Задание 2. Вопрос-ответ.
1. Перед вами иллюстрация к книге французского поэта П. Элюара, выполненная известным испанским художником и отражающая некий принцип в графике. Назовите автора иллюстрации и проведите параллель с музыкальными формами и обоснуйте свой ответ.(3 балла)
Пабло Пикассо. Иллюстрации к книге французского поэта П. Элюара «Лик всеобщего мира» (Le visage de la paix). Здесь мы можем наблюдать претворение вариационного принципа в графике. Зритель может проследить, как художник изменяет основу рисунка.
Вариационный цикл — форма по сути импровизационная, дающая композитору большую свободу и вместе с тем обладающая строгими внутренними закономерностями. Как бы ни был прихотливо-разнообразен их фактурный рисунок, как бы ни пленялся слух новизной регистровых и гармонических красок, в каждой из вариаций слушатель обязательно узнает если не тему, то ее контуры.
2. Музыка проникает во все сферы нашей жизни, в том числе дает необычные идеи для проявления творчества в архитектуре. Ответьте на вопросы. (3 балла)
Вопросы:
- Образы каких музыкальных инструментов использованы архитекторами?
- Как называется это «музыкальное» здание?
- В какой стране архитекторы воплотили эту идею в жизнь
- Рояль и скрипка
- В английских источниках информации это сооружение чаще называют «Здание в форме пианино и скрипки» или «Рiano and Violin Shaped Building».
- Спроектированный студентами факультета архитектурного проектирования Hefey University of Technologyн дом-фортепиано находится в городе Хуайнань в Китае.
Задание 3. Портретная галерея.
Внимательно изучите портретную галерею композиторов. Выполните задания и ответьте на вопросы.
- Укажите фамилию, имя, отчество каждого представленного композитора, годы жизни. (2 балла)
А) Николай Андреевич Римский – Корсаков, (6 (18) марта 1844, Тихвин – 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск Санкт – Петербургская губерния
Б) Эдуард Францевич Направник, 12 (24) августа 1839, Бышть, близ Кёниггреца, Королевство Богемия, Австрийская империя – 10 (23) ноября 1916, Петроград, Российская империя)
В) Александр Сергеевич Даргомыжский, (2 (14) февраля 1813,село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния – 5 (17) января 1869, Санкт – Петербург)
Г) Сергей Васильевич Рахманинов, (20 марта (1 апреля) 1837, Семёново, Новгородская губерния – 28 марта 1943, Беверли – Хилз, США)
Д) Модест Петрович Мусоргский, (9 (21) марта 1839, с. Карево, Псковская губерния – 16 (28) марта, Санкт - Петербург)
Е) Михаил Иванович Глинка, (20 мая (1 июня) 1804, с. Новоспасское, Смоленской губернии – 3 (15) февраля 1857, Берлин)
- Все композиторы из представленной галереи в своем творчестве имеют сочинения на сюжеты литературных произведений. Соотнесите название музыкального произведения с именем композитора. Ответ представьте в виде: цифра произведения – буква соответствующего портрета композитора. (6 баллов)
- «Золотой петушок».
- «Русалка».
- «Дубровский».
- «Руслан и Людмила».
- «Борис Годунов».
- «Алеко».
1 - А 2 –В 3 - Б 4 - Е 5 - Д 6 - Г
Задание 4. Идея песни
Прочитай фразы и узнай по ним названия песен. Кто исполняет эти песни? Запиши ответы в Бланк ответов. (4 балла)
А. Мы легли на дно, мы зажгли огни, во вселенной только мы одни…
«Линия жизни», Сплин
Б. Если хочешь выжить - первым бей!
«Бунт на корабле», Король и Шут (КиШ)
В. Он не помнит ни чинов, ни имён и способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон.
«Звезда по имени Солнце», Виктор Цой, «Кино»
Г. Когда умолкнут все песни, которых я не знаю, в терпком воздухе крикнет последний мой бумажный пароход.
«Гудбай, Америка» («Последнее письмо»), Наутилус Помпилиус, Вячеслав Бутусов
Задание 5. Музыка и литература
Один писатель в своём произведении писал о том, как герой пел своему сыну песню, которую назвал солдатской. Сын был удивлён: как эта песня может быть солдатской? Отец ему нарисовал картину фронтовой жизни: лежит солдат, слушает пение птицы и мечтает: может быть, и про него кто-нибудь вспомнит и вздохнет украдкой. (4 балла)
Ответь на вопросы:
- Кто автор литературного произведения? Аркадий Гайдар
- Как оно называется? «Судьба барабанщика»
- Какую песню герой назвал солдатской? Романс «Жаворонок»
- Назови композитора, написавшего эту песню? Михаил Глинка
Задание 6. Героини
Связь музыки и изобразительного искусства очень тесна, и многие художники создают свои картины под впечатлением от прослушанных музыкальных произведений.
Рассмотри представленные репродукции картин русского художника. Укажи, какие из них посвящены героиням из музыкальных произведений русских композиторов.
Ответ представить в виде: номер репродукции – имя героини – название музыкального произведения, композитор. (4 балла)
- Баба Яга - «Баба Яга» – А. Лядов
- Царевна Лебедь – Опера «Сказка о царе Салтане» - Н.А. Римский - Корсаков.
- Снегурочка – опера «Снегурочка» - Н.А.Римский – Корсаков
- Аленушка – опера «Русалка» - А.Даргомыжский
Задание 7. Памятники музыке и музыкантам
В мире много памятников, посвященных музыке и музыкантам.
Определите, кому поставлены эти памятники, и в каких городах они находятся. Распределите эти памятники на 3 группы, указав причину разделения. (6 баллов)
- Памятник Катюше во Владивостоке
- Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в г. Москве
- Памятник Леониду Утесову в г. Одесса, Украина
- Памятник The Beatles в Алма-Ате
- Памятник Булату Окуджаве на Арбате в г. Москве
- Памятник Алеше в г. Пловдив, Болгария
- Памятник Катюше во Владивостоке. Памятник Алеше в г. Пловдив, Болгария. Памятники, связанные с песнями
- Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в г. Москве. Памятник Булату Окуджаве на Арбате в г. Москве. Памятники бардам.
- Памятник Леониду Утесову в г. Одесса, Украина. Памятник The Beatles в Алма-Ате. Памятники популярным исполнителям
Задание 8. Мои мысли о музыке.
Имеется высказывание Генри Уодсворта Лонгфелло: «Музыка – универсальный язык человечества». Согласитесь или опровергните его. Свои рассуждения представьте в виде трех доказательных тезисов, подтверждая их примерами из жизни или музыкальных произведений.
Критерии оценивания:
- Соответствие заданию – 3 балла
- Оригинальность изложения – 2 балла
- Грамотность – 1 балл
О, музыка! Волшебный мир.
Мир ярких красок, образов и звуков.
Для человечества чудесный эликсир,
Несущий утешенье, радость душам.
Нас музыка уносит в мир другой,
Где нет границ, где всё понятно.
Людей объединяет меж собой.
Коль музыка звучит, для объяснений слов не надо.
На нашей планете множество культур, столь разнообразных, что иногда они не ладят друг с другом. Но между ними, тем не менее, просто обязано быть что-то общее. И это что-то, вполне вероятно, музыка. Недавнее исследование обнаружило глобальную связь между формой музыки, вокалом и ее восприятием. И это позволило ученым говорить о том, что условная баллада о любви будет звучать одинаково независимо от того, в каком культурном пласте ее сочинили.
В ходе исследования, проведенного в Гарвардском университете (Harvard University), 750 интернет-пользователям из 60 разных стран было предложено прослушать 14-секундные отрывки из песен. Это, разумеется, были песни на разных языках, которые помимо очевидных жанров вроде классики, поп-музыки и рока, включали в себя малоизвестные локальные композиции, которые напевают охотники или фермеры.
После того как дело было сделано, участников попросили ответить на шесть вопросов, направленных на то, чтобы выяснить, как они воспринимали только что прослушанные песни и о чем, по их мнению, они были. Анализ данных показал, что большая часть песен оказались кросс-культурными — то есть, доступными для восприятия вне зависимости от того, в какой культуре воспитывался человек. К слову, лучше и быстрее всего участники исследования определяли колыбельные и танцевальные песни.
Еще одним подтверждением этого высказывания может служить то, как воспринимается музыка школьниками на уроках музыки. При первом прослушивании баллады Франца Шуберта «Лесной царь» на немецком языке, дети, не зная сюжета, отмечают изменение характера музыки и, как правило, безошибочно определяют трагический финал баллады. А в «Серенаде» слышат образ любви.