Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и формирования установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью.
Задачи школьной библиотеки
- Координация годового плана библиотеки с годовым планом школы.
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса в работе с пользователями.
- Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.
4.Создание эффективно действующей системы информирования пользователей библиотеки.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников.
- Улучшение дифференцированного обслуживания пользователей библиотеки; организация книжного фонда с учетом изменения читательских интересов.
- Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователей.
Направления деятельности библиотеки
- Работа с учащимися:
- уроки культуры чтения;
- библиографические уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- доклады о навыках работы с книгой;
2.Поддержка общешкольных мероприятий:
- Пропаганда культуры мира в интересах детей.
- День знаний.
- Праздник осени.
- День учителя.
- День пожилого человека.
- День матери.
- Новогодние праздники.
- Конкурс литературно-художественного творчества и социальной рекламы «Нет вредным привычкам».
- День защитника Отечества.
- Международный женский день 8 Марта.
- Праздник «Книжкина неделя»
- Майские праздники.
- Последний звонок.
- Работа с учителями и родителями:
- выступления на заседаниях педсовета;
- обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
- отчеты о работе и планировании деятельности библиотеки;
- информационные обзоры на заданные темы;
- индивидуальная работа с педагогами.
Основные функции библиотеки
- Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели школы.
- Информационная – представлять возможность получать и использовать современную информацию.
- Воспитательная – принимать участие в организации и проведении мероприятий, проводимых в школе и воспитывающих культурное, духовное, социальное самосознание учащихся.
Массовая работа
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Работа с фондом учебной литературы |
||
1 |
Подведение итогов движения фонда, диагностика обеспеченности учащихся учебниками 2017-2018г. Отчет. |
Сентябрь - октябрь |
2 |
Прием и выдача учебников обучающимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объеме согласно учебным программам. |
Май – июнь, август – сентябрь |
3 |
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников). |
В течение года |
4 |
Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены учебных программ. |
Октябрь – декабрь |
5 |
Изучение и анализ использования учебного фонда. |
В течение года |
6 |
Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы |
В течение года |
7 |
Изучение и анализ использования учебного фонда. Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы. |
В течение года |
8 |
Введение тетради выдачи учебников. |
Май – июнь, август - сентябрь |
|
Работа с фондом художественной литературы |
|
1 |
Изучение состава фонда и анализ его использования. |
Декабрь |
2 |
Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений. |
В течение года |
3 |
Учет библиотечного фонда. |
По графику инвентаризации |
4 |
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. |
По мере комплектования |
5 |
Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы. |
Постоянно |
6 |
Выдача документов пользователям библиотеки |
Постоянно |
7 |
Работа с фондом: · Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей) эстетика оформления; · Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах; · Проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год; · Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. |
Постоянно в течение года |
8 |
Работа по сохранности фонда: · Организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности; · Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; · Организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива; · Составление списков должников 2 раза в учебно году; · Обеспечение требуемого режима, систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать санитарный день; · Систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. |
Постоянно в течение года Постоянно в течение года 1 раз в месяц Декабрь, май Постоянно в течение года Постоянно в течение года |
9 |
Списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу. |
Январь - февраль |
|
Комплектование фонда периодики |
|
1 |
Оформление подписки на 2 полугодие 2017 года |
Ноябрь |
2 |
Оформление подписки на 1 полугодие 2018 года |
Май |
Справочно – библиографическая работа
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
1 |
|
В течение года |
2 |
|
Постоянно |
3 |
Создание каталогов художественно-методических и периодических изданий (алфавитного каталогов авторов, каталога заглавий книг и статей, по ключевым словам и персоналиям). |
В течение года
|
4 |
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития личности. |
В течение года |
5 |
Составление рекомендационных списков литературы, плана чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным датам, праздникам. |
По заявкам |
6 |
Обновление страницы библиотеки на сайте школы |
1 раз в месяц |
Работа с читателями
№ |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Индивидуальная работа |
||
1 |
Обслуживание читателей: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. |
Постоянно |
2 |
Рекомендательные беседы при выдаче книг. |
Постоянно |
3 |
Беседы по прочитанным произведениям. |
Постоянно |
4 |
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку. |
По мере поступления |
5 |
Проведение анкетирования учащихся начальной и средней школы по теме «Твои любимые книги». |
Январь – февраль |
6 |
Изучение и анализ читательских формуляров. |
В течение года |
|
Работа с родителями |
|
1 |
· Методическая помощь в проведении родительских собраний; · Выступление на родительских собраниях. Пропаганда книг на родительских собраниях. · Работа с родителями по комплектованию фонда библиотеки в рамках акции «Подарим библиотеке книжку». · Проведение анкетирования с родителями по теме «Что и как читают наши дети?» |
По плану школы По плану школы
Март
Январь |
|
Работа с педагогическим коллективом |
|
1 |
Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. |
На педсоветах |
2 |
Консультационно-информационная работа с учителями – предметниками, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. |
Апрель |
3 |
Оказание методической помощи к уроку. |
Постоянно |
4 |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. |
По требованию педагогов |
|
Работа с учащимися |
|
1 |
Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки. |
Постоянно |
2 |
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщить классным руководителям). |
1 раз в четверть |
3 |
Проведение бесед с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг, разъяснение ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. |
Постоянно |
4 |
Рекомендация художественной литературы и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. |
Постоянно |
5 |
Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фонде школьной библиотеки. |
В течение года |
6 |
Проведение школьный конкурс «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик» среди учащихся начальной и средней школы. |
Октябрь - март |
Массовая работа
Выставочная деятельность:
Цель: - Раскрытие фонда, пропаганда чтения.
- Воспитание интереса к предмету через литературу.
№ |
Содержание работы |
Сроки исполнения |
1 |
Традиционные выставки: · «Парад любимых книг»; · «Книга – лучший друг»: · «Мир твоих увлечений»; · «Книги – юбиляры». |
В течение года
|
2 |
Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей. |
В течение года |
3 |
Плановые ежегодные выставки: · «Помнит сердце, не забудет никогда» · «В помощь абитуриенту…» |
Ноябрь – май |
4 |
Выставки в помощь учебному процессу: · Выставки учебных изданий по предметным неделям. |
По предметным неделям |
Профессиональное развитие работников библиотеки
1 |
Самообразование: - Освоение информации из профессиональных журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе», приказов, писем, инструкций о библиотечном деле. |
В течение года |
2 |
Взаимодействие с сельской библиотекой. |
В течение года |
3 |
Участвовать в семинарах и совещаниях, МО, посещать все учебы и консультации. |
В течение года |
4 |
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. |
В течение года |
Учет мероприятий библиотеки |
|
|
№ |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
1. |
К 870-летию Москвы, 520 лет Кремлю и 530 - Российскому гербу |
02.09.2017 |
2. |
Выставка к 200 летию со дня рождения А.К. Толстого (1817-1875), русского поэта, писателя, драматурга. |
05.09.2017 |
3. |
День воинской славы - Бородинское сражение (1812 г) |
08.09.2017 |
4. |
135 лет со дня рождения Б.С. Житкова (1882-1938), русского детского писателя |
11.09.2017 |
5. |
День воинской славы. Победа русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380) |
21.09.2017 |
6. |
125 лет со дня рождения М.И. Цветаевой (1892-1941), русской поэтессы. |
08.10.2017 |
7. |
130 лет со дня рождения С.Я. Маршака (1887-1964), русского поэта, переводчика, классика детской литературы |
03.11.2017 |
8. |
110 лет со дня рождения Астрид Линдгрен (1907-2002), известной шведской писательницы |
14.11.2017 |
9. |
80 лет со дня рождения (род.1937) Эдуарда Успенского, русского писателя, автора повестей и рассказов для детей. |
22.12.2017 |
10. |
145 лет со дня рождения М.М. Пришвина (1873-1954), писателя, прозаика, публициста |
04.02.2018 |
11. |
190 лет со дня рождения Жюля Верна (1828-1905), французского писателя-путешественника |
08.02.2018 |
12. |
105 лет со дня рождения С.Михалкова (1913-2009), писателя, поэта и баснописца (серия детских стихов про дядю Стёпу, и не только) |
13.03.2018 |
13. |
110 лет со дня рождения Б.Полевого (1908-1981), русского совесткого журналиста, прозаика, киносценариста ("Повесть о настоящем человеке") |
17.03.2018 |
14. |
150 лет со дня рождения Максима Горького (1968-1936), писателя и драматурга. |
28.03.2018 |
15. |
125 лет со дня рождения В.В. Маяковского (1893-1930), советского поэта |
19.07.2018 |